пилоты
наблюдатели
мероприятия
обучение
история
галерея
коллекционерам
архив
контакты
полезные ссылки
гостевая книга
форум
 

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ 2006 года

Январь.

1 января 1881 г. – первое описание в журнале «Воздухоплаватель» № 16 проекта дирижабля «Россия». Автор проекта – О.С. Костович.

16 января 1881 г. состоялось первое заседание Воздухоплавательного (VII) отдела Императорского Русского Технического общества.

Январь, 1841 – житель г. Курска А. Снегирев представил в русскую Академию наук научный трактат «Опыты над преобразованием аэростатов».

 

Февраль.

4 февраля 1956 г. послам США, ФРГ и Турции в Москве вручена нота протеста по поводу массированных пролетов разведывательных аэростатов в воздушном пространстве СССР.

6 февраля 1806 г. – Участники первой русской кругосветной научной экспедиции И.Ф. Крузенштерна в Нагасакском порту запустили первый в Японии монгольфьер.

7 февраля 1941 г. установлен мировой рекорд высоты подъема (неофициальный) пилотами ЦАО Г.И. Голышевым, А.А. Фоминым, Б.А. Неверновым на аэростате АА-8 (2700 м3). Пилоты поднялись на высоту 12138 м.

24 февраля 1896 г. в соответствии с указом императора Николая II офицеры, окончившие Учебный воздухоплавательный парк по первому разряду, имели право на ношение особого знака.

 

Март.

16 марта 1856 г. родился воздухоплаватель № 1 России А.М. Кованько.

28 марта 1941 г. С. Зиновеев на аэростате АА-2 объемом 380 м3 установил для аэростатов II категории международный рекорд продолжительности полета – 46 ч.10 мин.

 

Апрель.

8 апреля 1921 г. – воздухоплаватели Высшей Военной Воздухоплавательной школы (Петроград) из корзины привязного аэростата, поднятого выше облаков, вели наблюдение за неполным солнечным затмением.

22 апреля 1911 г. – в составе Главного инженерного управления учрежден Воздухоплавательный комитет (первый председатель – Н.Л. Кирпичев).

25 апреля 1931 г. – Постановление Совета Труда и Обороны о создании в составе Гражданского воздушного флота научно-исследовательского комитета «Дирижаблестрой».

 

Май.

1 мая 1871 г. Родился пилот аэростатов и дирижаблей, один из первых русских летчиков, конструктор дирижаблей и аэропланов, помощник начальника Офицерской воздухоплавательной школы Н.И. Утешев.

1-9 мая 2001 г. – В Феодосии состоялись Международные соревнования «Воздушное братство».

12 мая 1926 г. – Экспедиция Амундсена-Элсуорта-Нобиле на дирижабле «Норвегия» достигла Северный полюс. Путь дирижабля пролегал через территорию Советского Союза, в Ленинграде дирижабль готовился к полету на Север.

18 мая 1886 г. А.М. Кованько с высоты 800 м произвел первое воздушное фотографирование устья реки Невы.

23 мая – 1 июня 2001 г. – Состоялась Международная фиеста воздухоплавателей в Нижнем Новгороде.

28 мая 1896 г. – Первое выездное участие русских военных воздухоплавателей – экспонирование предметов и проведение полетов на Нижегородской промышленной выставке.

30 мая 1886 г. А.М. Кованько с высоты 800 м выполнил первое воздушное фотографирование Петербурга.

Май, 1906 г. – Кузнецов В.В. за выдающиеся работы в области аэрологии (изучении атмосферы с помощью воздушных шаров) от Императорского Русского Географического общества получает золотую медаль имени Ф.П. Литке.

27 мая 1931 г. - Швейцарский физик Огюст Пиккар (Piccard) (1884-1962) и его ассистент Пауль Кипфер впервые в мире осуществили подъем на стратостате в стратосферу (высота 15781 м) и пробыли в воздухе 16 часов. Финансировал работы Пиккара Бельгийский национальный фонд научных исследований (ФНРС). В знак признательности О. Пиккар назвал воздушный шар в его честь: ФНРС-1.

 

Июнь.

4-11 июня 2001 г. – Состоялся 7-й Чемпионат России по тепловым аэростатам, 5-й Кубок выдающихся российских аэронавтов.

9 июня 1916 г. – На Черноморском флоте сформирован отряд дирижаблей (командир – штабс-капитан А.А. Липпинг, дирижабли «Черномор»).

9 июня 1956 г. – Первым начальником Воздухоплавательной службы ВВС назначен инженер-полковник Р.М. Собченко.

14-24 июня состоялся 2-й Чемпионат по воздухоплаванию на тепловых аэростатах (первый в Российской Федерации).

20 июня 1936 г. – совершил первый полет дирижабль СССР-В8.

25 июня 1886 г. – первое воздушное фотографирование в России с корзины привязного аэростата (Н.А. Козлов, Петербург).

Июнь, 1921 г. – В Высшей Военной Воздухоплавательной школе сформировано кадровое отделение управляемых аэростатов.

 

Июль.

3 июля 1886 г. – Воздухоплавателями Яснецким, Кованько и Беляевым проведено первое фотографирование с корзины свободного аэростата «Орел».

5 июля 1886 г. А.М. Кованько совершил испытательный свободный полет на аэростате.

10 июля 1936 г. – «Дирижаблестрой» из ГВФ передан в Наркомат тяжелой промышленности.

11 июля 1931 г. – приезд Умберто Нобиле в Советский Союз для руководства постройкой дирижаблей.

13 июля 1851 г. Родился выдающийся ученый, воздухоплаватель, председатель Воздухоплавательного (VII) отдела Императорского Русского Технического общества, пионер авиации и ракетостроения М.М. Поморцев.

25 июля 1931 г. – В Ленинград прилетел дирижабль «Граф Цеппелин» для участия в экспедиции на Советский Север. От СССР в состав экипажа дирижабля вошли Р.Л. Самойлович, П.А. Молчанов, Ф.Ф. Ассберг и Э.А. Кренкель.

 

Август.

5-11 августа 1886 г. – Первое участие русских воздухоплавателей в военных маневрах войск Петербургского военного округа.

6 августа 1911 г. состоялся первый полет единственного в России частного дирижабля «Киев» конструкции Ф.Ф. Андерса.

10 августа 1941 г. – столкновение бомбардировщика-лидера Хе-111 с тросом аэростата заграждения (командир аэростатного поста ефрейтор Губа, моторист лебедки – рядовой Гусев).

10 августа 1981 г. – участие советских военных воздухоплавателей в учениях войск Варшавского Договора «Запад-81».

26 августа 1911 г. – В России на то время был зафиксирован самый скоростной полет на дирижабле – 47 км/ч («Микст», экипаж: Р. Нижевский, Попов, Чимала, Болгарин, Агалеев, Гатовский, Мурузи).

28 августа – 2 сентября 2001 г. – Состоялась 2-я Казанская фиеста воздухоплавателей на тепловых аэростатах.

Август, 1886 г. – Испытание в Петербурге монгольфьера Чарльза Спенсера для Русской армии.

8 августа 1709 г. – бразильский миссионер Бартоломео де Гусмао продемонстрировал португальскому королю Жуану V летающую модель теплового воздушного шара. В октябре 1709 г. воздушный шар был построен и назван Passarola («Воробышек»). Якобы в Лиссабоне де Гусмао на этом аэростате совершил несколько полетов. Его так и называли – Ovoador – «Летающий человек».

 

Сентябрь.

7-15 сентября 1991 г. – Состоялся 1-й Чемпионат СССР на тепловых аэростатах.

22-30 сентября 2001 г. – Состоялся 3-й Железноводский международный фестиваль воздухоплавания и 3-й Кубок «Кавказские Минеральные воды – жемчужина России».

Сентябрь, 1991 г. – Состоялся первый воздухоплавательный фестиваль в Москве.

25 сентября 1931 г. – Первый полет дирижабля «Акрон» (ZRS-4) - летающего авианосца ВМС США (объем – 184 м3, длина – 239 м, максимальный диаметр – 40,5 м, грузопоъемность – 82,4 т, максимальная скорость – 130 км/ч, дальность полета – 17000 км).

 

Октябрь.

3 октября 1911 г. – состоялся на то время самый продолжительный полет русского дирижабля – за 4 часа пройдено 145 км («Микст», экипаж: Шабский, Р. Нижевский, Тихонравов, Чимала, Сергеев).

11 октября 1986 г. – на Чернобыльской АЭС у аварийного блока был развернут аэростат «Угорь» с подвеской светильников, использовавшийся в работах при ликвидации аварии.

19 октября 1901 г. – А. Сантос-Дюмон на дирижаблей своей конструкции совершил полет вокруг Эйфелевой башни, чем доказал практическую пригодность нового транспортного средства.

 

Ноябрь.

14 ноября 1896 г. – По программе Международной комиссии научного воздухоплавания под руководством М.М. Поморцева в Петербурге, Париже, Берлине, Страсбурге, Мюнхене и Варшаве одновременно в воздух поднялось несколько десятков аэростатов и беспилотных шаров-зондов для изучения атмосферы.

28 ноября 1956 г. – Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР была создана Воздухоплавательная служба ВВС Советской Армии, Воздухоплавательный научно-исследовательский центр (Вольск) и ОКБ-424 (ДКБА).

  

Декабрь.

26 декабря 1916 г. – Крушение двух цеппелинов в неблагоприятные метеорологические условия, совершавших бомбардировочный налет на Петроград.

Декабрь 1921 г. – Участие воздухоплавателей Высшей Военной Воздухоплавательной школы в больших артиллерийских маневрах в Карелии.

Декабрь 1941 г. – По инициативе и под руководством С.А. Попова и А.И. Рощина началась подготовка воинов-десантников с применением привязных аэростатов.

 

Годы круглых дат.

906 г. – Князь Олег при осаждении Царьграда пустил по воздуху на город «бумажных конников» (вероятно, воздушных змеев, наполненных горячим воздухом).

1306 г. – в древней китайской рукописи сказано, что в этот год в г. Бейпин на празднике в честь нового императора Фо-Кин был выпущен свободный воздушный шар, наполненный горячим воздухом.

1731 г. – Легенда о подъеме в Рязани на воздушном шаре подъячего Крякутного.

1786 г. – французский воздухоплаватель Бланшар предложил свои услуги российскому правительству, но получил отказ.

1791 г. – первый парашютный прыжок из корзины воздушного шара, совершенный женщиной - Элизабет Гарнерен.

1856 г. – Л. Лазов из Петербурга разработал проект аэростата, двигающийся  с помощью паруса по особым проволочным рельсам, натянутым на столбы.

1856 г. – Известный ученый-ракетостроитель К.И. Константинов опубликовал в журнале «Морской сборник» № 8 статью «воздухоплавание», в которой впервые в русской печати подробно изложил историю воздухоплавания.

1866 г. – выход в свет книги Н.М. Соковнина «Воздушный корабль» (дирижабль из бамбука, алюминия и стальных труб, жесткая оболочка должна была изготавливаться из картона со специальной пропиткой. Длина оболочки 50 м, ширина – 25 м, высота – 12 м.).

1871 г. – Проведены опыты с аэростатом Комиссией для обсуждения вопросов о применении воздухоплавания к военным целям под председательством инженер-генерала Э.И. Тотлебена.

1871 г. - в журнале «Морской сборник» № 6 М.А. Рыкачев опубликовал большую статью, где на опыте личных полетов на воздушных шарах высказал идею использования для управляемых полетов несущих винтов, фактически первый предсказал решающую роль двигателей внутреннего сгорания и реактивных двигателей в завоевании воздуха.

1871 г. – за время осады Парижа прусскими войсками из французской столицы было запущено 66 аэростатов, которые вывезли 91 пассажира, 7 собак, 363 голубя и 900 кг почты.

1871 г. – во Франции учрежден Шале-Медонский воздухоплавательный парк, ставший образцом для подражания во многих странах. Первым начальником воздухоплавательного парка стал Шарль Ренар.

1876 г. вышел в свет под редакцией Д.И. Менделеева русский перевод курса метеорологии Генрика Мона (Норвегия). В предисловии Дмитрий Иванович написал: «Воздушные восхождения на аэростатах должны взойти важнейшими элементами в изучении погоды, должны ответить на многие законы этого предмета».

1891 г. – Сформированы Осовецкое и Варшавское крепостные воздухоплавательные отделения.

1891 г. – вышел в свет труд М.М. Поморцева «Научные результаты 40 воздушных путешествий, сделанных в России». В этом труде впервые в мире был обобщен опыт аэрологических исследований. За эту работу М.М. Поморцев получил золотую медаль Императорского Русского Географического общества.

1891 г. – начала работы графа Фердинанда фон Цеппелина над проектом своего первого дирижабля.

1896 г. – создана Международная комиссия по научному воздухоплаванию во главе с немецким метеорологом Х. Хергезеллем, в которую от России вошли М.А. Рыкачев, М.М. Поморцев, А.М. Кованько и В.В. Кузнецов.

1896 г. – на вооружение германской армии принят змейковый аэростат «Парсеваль», похоронивший эру сферических привязных аэростатов.

1896 г. – Международная метеорологическая организация 1896 год объявила годом наблюдения за облаками в Европе, Северной Америке и в других частях света. В рамках этой научной программы Рыкачев и Кузнецов организовали первые подъемы шаров-зондов.

1896 г. – Испытание в Учебном воздухоплавательном монгольфьера Эжена Годара для Русской армии.

1901 г. – известный французский воздухоплаватель граф де ла Во совершил над Средиземным морем 42-часовой полет.

1906 г. Военный министр принял решение о строительстве в России и закупке за границей дирижаблей для Русской армии.

1911 г. Лето, - состоялась Харьковская авиационная выставка, где экспонировались и предметы воздухоплавания.

1911 г. – На Ижорском заводе построен дирижабль «Сокол» (конструкторы: Б.В. Голубов, Д.С. Сухоржевский).

1911 г. – На заводе Дюфлон иКонстантинович построен дирижабль «Кобчик» (конструкторы: С.Н. Немченко, А.Е. Гарут).

1911 г. – Из деталей дирижаблей «Голубь» и «Ястреб» собран дирижабль «Микст» (конструктор А.И. Шабский).

1911 г. – Начало строительства Центральной (Романовской) аэрологической обсерватории под руководством В.В. Кузнецова (деревня Онтолово, 10 км от Царского Села).

1911 г. – Начало выхода ежемесячного журнала «Техника воздухоплавания» (издатель и редактор В.Ф. Найденов).

1916 г. – Сформированы воздухоплавательные парки Северного, Западного и Юго-Западного фронтов.

1916 г. – В Русской армии началось снабжение воздухоплавательных рот парашютом системы Г.Е. Котельникова.

1921 г. – Советское воздухоплавание имеет следующие достижения: высота полета аэростата – 5225 м (Анощенко, Николаев), дальность полета – 587 км (Тисс, Романов), продолжительность полета – 17 ч. 15 мин. (Анощенко, Кириллов, Мейснер).

1926 г. – получение Г.Е. Котельниковым патента на воздухоплавательный парашют.

1941 г. – в Опытном испытательном воздухоплавательном дивизионе было сформировано отделение вооружения тросов аэростатов заграждения.

1941 г. – В войсках ПВО, в Главном артиллерийском управлении и в Воздушно-десантных войсках началось развертывание аэростатных частей и подразделений.

1946 г. – В ЦАО для исследования атмосферы был организован одновременный полет четырех аэростатов (экипажи: 1 (900м3) – Зиновеев, 2 (2200м3) – Новодережкин, 3 (2200м3) – Полосухин).

1951 г. - – В ЦАО для исследования атмосферы был организован одновременный полет трех аэростатов (экипажи: 1 (900м3) – Зиновеев, 2 (900м3) – Иванова, 3 (900м3) – Крикун, 4 (2200м3) – Полосухин).

1951 г. – В 13 лаборатории ЦАГИ (ДКБА) был разработан и испытан аэростат заграждения АЗ-51, ставший основой для разработки всех последующих советских привязных аэростатов.

1956 г. – Начались массовые полеты в воздушном пространстве СССР американских разведывательных автоматических аэростатов.

1961 г., лето – использование аэростатов ВВС для создания мишенной обстановки при испытании ракет «земля-воздух» с ядерными головными частями.

1971 г. – Начались испытания аэростатного ретранслятора связи «Выпь» на базе аэростата АЗ-55.

1976 г. – В составе воздушных армий ВВС были сформированы отдельные воздухоплавательные эскадрильи.

1996 г. – началось регулярное издание журнала «Воздухоплаватель» - издание Федерации воздухоплавания России.

 

ИЗ ИСТОРИИ
ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ

5 июня 1783 г. французы братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье впервые в мире запустили в воздух тепловой аэростат - наполненную горячим воздухом полотняную оболочку, оклеенную бумагой. С тех пор тепловые аэростаты получили название "монгольфьер", а 21 ноября Пилатр де Розье и Франсуа д'Арланд совершили на монгольфьере полет продолжительностью почти полчаса.

Первый газовый аэростат, наполненный водородом, изобрел тоже француз - профессор Александр Шарль, а построили его братья Робер. 1 декабря 1783 г. А. Шарль и М. Робер совершили полет на газовом аэростате, названном впоследствии "шарльером". Пилоты поднялись на высоту 3400 м, а сам полет длился около двух часов.

7 января 1785 г. состоялась уже первая международная экспедиция: француз Жан-Пьер Бланшар и американец Джон Джеффри стартовали из британского города Дувра и, перелетев Ла-Манш, приземлились во французском Кале.

В России аэростат без пассажиров впервые был запущен в Санкт-Петербурге 24 ноября 1783 г., а в Москве - 19 марта 1784 г. Первые полеты осуществил француз Жак Гарнерен - 20 июня и 18 июля 1803 г. в Петербурге и 20 сентября в Москве. Вместе с французом 18 июля поднялся в воздух и первый наш соотечественник - генерал князь С.Л. Львов.

Первая русская воздушная путешественница, уроженка Пензы А.С. Турчанинова, поднялась в небо Москвы в качестве пассажирки вместе с супругой Гарнерена 8 мая 1804 г.

Летом 1804 г. Петербургская академия наук организовала первый в мире научный полет. Аэростатом управляли фламандец Э. Робертсон и академик Я.Д. Захаров.

Дирижабль (снабженный двигателем аэростат) конструкции А. Жиффара совершил первый полет только 24 сентября 1852 г. Такая разница между датой изобретения аэростата и первым полетом дирижабля объясняется отсутствием в то время двигателей для управления полетом аэростатического летательного аппарата.

Первый в России рекламный аэростат сигаретной фабрики "Катык" стартовал с московского ипподрома 30 августа 1905 г. Пилот Жан Овербек, повиснув вниз головой на трапеции, разбрасывал над Москвой рекламные открытки.

В конце ХIХ века начали появляться аэроклубы, объединявшие спортсменов - воздухоплавателей. 12 апреля 1899 г. состоялся первый спортивный чемпионат, а к началу первой мировой войны в соревнованиях принимали участие уже сотни аэростатов. Рекордная продолжительность полета составила 87 часов, дальность - 3052 км, высота - 10800 м.

12 мая 1926 г. дирижабль "Норвегия" достиг Северного полюса. В августе-сентябре 1929 г. дирижабль "Граф Цеппелин" за 12,5 суток совершил кругосветное путешествие. В 1937 г. советский дирижабль "ОСОАВИАХИМ" установил международный рекорд продолжительности полета.

В Советском Союзе развитию воздухоплавания придавалось большое значение. 30 сентября 1933 г. Г. Прокофьев, К. Годунов и Э. Бирнбаум на стратостате поднялись на высоту 19 км, а П. Федосеенко, А. Васенко и И. Усыскин 30 января 1934 г. достигли рубежа 22 км. К 1940 г. на спортивных аэростатах было совершено свыше 1000 полетов. На начало 1941 г. из 24 официально зарегистрированных ФАИ (Международной авиационной федерацией) мировых рекордов 17 принадлежали советским воздухоплавателям!

Высоты 30 км американец Давид Саймонсон достиг в августе 1957 г. Современный рекорд принадлежит Малькольму Россу и Виктору Протеру (США), которые 4 мая 1961 г. поднялись на 34668 м. 11-17 августа 1978 г. американцы Бен Абруццо, Макси Андерсон и Ларри Ньюмен впервые на аэростате преодолели Тихий океан.

20 марта 1999 г. после завершения полета вокруг земного шара продолжительностью в 19 дней 21 час и 55 минут на аэростате "Breitling Orbiter 3" установлен абсолютный мировой рекорд дальности полета - 40879 км. Этот рекорд установили воздухоплаватели Бертран Пиккар (Швей

 
 
регламентирующие документы
летно-технический центр ФВР